Свое дело: Мои грабли

Свое дело: Мои грабли

Настало время рассказать о промахах, ошибках и прочих моментах, за которые мне стыдно.
Итак, я начала рекламировать магазин, и стали появляться заказы.

Проблема №1
Наложенный платеж

Изначально я решила указать все приемлемые для меня способы оплаты заказа, в том числе и наложенный платеж. Моя проблема в том, что я раньше никогда не отправляла посылок наложенным платежом. Оказывается, это дольше и сложнее оформляется — бланки наложенного платежа видели? я не с первого раза поняла, что куда писать. Правда, потом оказалось, что на сайте почты теперь можно заполнить и распечатать бланки. К тому же такая доставка стоит дороже (не только получателю, но и отправителю). Ну и самое главное для меня, как предпринимателя — риск невыкупа. Особенно при доставке в удаленные и труднодоступные регионы. Тогда доставка в обе стороны ложится на мои плечи, и съедает не то что всю маржу, а ведет к убыткам. Пока что думаю — или вообще отказываться от наложенного платежа, или увеличивать стоимость доставки для тех, кто выбрал «наложку», или повышать маржу (хоть многие и считают предпринимателей рвачами, наценка к оптовой цене это не только жадность продавца, но и многие-многие риски и расходы, которые на первый взгляд не очевидны).

Проблема №2
Стоимость доставки

Указывая фиксированную стоимость доставки в 200 рублей я смотрела, в первую очередь, со стороны покупателя — для меня лично было бы удобно платить фиксированную сумму. Я сама нахожусь в «удаленном регионе», и, чтобы повысить привлекательность магазина для покупателей из других регионов, была готова брать на себя часть расходов по доставке. О чем я не подумала? А о том, что у нас, как оказалось, больше 1000 населенных пунктов, куда (круглогодично или периодами) нет доставки наземным транспортом!

И вот получаю я заказ, «мечта поэта» — большой вес, наложенный платеж и удаленный регион.

Во-первых, он не поместился в самый большой из имеющихся у меня (и в почтовом отделении тоже) почтовых пакетов. Пришлось разбивать на два (а это тоже лишние расходы по доставке, и по оплате наложенного платежа для клиента). Зарубаю на носу — вынести в условия доставки — фиксированная стоимость только для посылок до 2 кг!

Дальше-больше. Калькулятор на сайте Почты России посчитал мне два отправления 280 и 360 рублей. Помните, что клиент оплачивает 200? Ладно, думаю, сама-дура-виновата, раз указана фиксированная стоимость, это моя проблема, а не покупателя. А в отделении почты меня ждал СЮРПРИИИИЗ! — оказалось, что с 15 сентября в этот регион прекращается доставка наземным транспортом, можно отправлять только авиа, и это будет «подороже». Зарубка номер два — выделить «проблемные» регионы и установить для них другую стоимость доставки.

«Подороже» — оказалось чуть менее полутора тысяч. Итого: убытков на 540 рублей. Если клиент откажется выкупать свой заказ, убытков будет на 2 тысячи. И это я еще не считаю следующего пункта — расходов на рекламу.

Проблема №3
Расходы на рекламу

Начать решила скромно — «залить» в Яндекс Директ 3000 рублей и попробовать. До этого я ни разу не имела дела ни с какой платной рекламой вообще. Подробнее про мой опыт с Директом я уже писала.
Сюрприз первый — НДС 🙂 Чтоб залить 3000 рублей надо оплатить 3540.

Сюрприз второй — цена клика. «Методом тыка» настроила директ так, что он стал приносить около 40 посетителей в день, со средней ценой за посетителя в районе 11-12 рублей. Статистику собирать рано, но пока что, при такой посещаемости, я получаю один заказ в день. Один! Который обходится мне в 440 рублей без НДС. При хорошем раскладе, если заказ не меньше чем на 800 рублей, я выхожу почти «в ноль» (а если вспомнить мою историю из предыдущего пункта, это еще +440 рублей убытка). Получается работа ради работы — бульон от яиц и весь день при деле (если кто помнит тот бородатый анекдот).

Проблема №4
Маржа

О, это вообще больная тема. Казалось, я предусмотрела и учла все, изучила цены конкурентов, подсчитала все расходы, налоги, комиссии. Наценку устанавливала, ориентируясь на рынок, чтоб не демпинговать, но оставить цены привлекательными для покупателя.

Учитывая, что я нахожусь в Забайкалье, многие товары обошлись дороже, чем конкурентам, из-за доставки. Некоторые товары пришлось выставлять по цене, еле покрывающей расходы. Например, это касается хлопкового кружева. Если бы я заказывала его сотнями метров, наверное, в расчете на один метр, стоимость доставки не была бы столь значительна, но куда девать огромные бобины в обычной городской квартире? Да и сколько лет я его буду продавать? А для ассортимента нужно. Так что плачу, колюсь, но продолжаю жрать кактус 😉

Проблема №5
Брак, пересортица, недомер, недовложения, порча.

Про это я уже писала раньше, но актуальности тема не теряет. Ни одна моя закупка до сих пор не обошлась без проблем. Один поставщик тканей положил много брака, и почти все отрезы с недомером. Другой — везде положил чуть больше, но много пересортицы. То есть, если какой-то ткани не хватило, он другой заказанной отмотал больше 🙂 А с моими объемами продаж 6 метров ткани в крупный горошек — это многовато. Чего-то недоложили, что-то испортилось при доставке.